Существует 3 документа, которые подтверждают право собственности на земельный участок.
1. Членская книжка садовода.
2. Синее или розовое свидетельство, которое выдавалось собственникам на основании Постановления (как правило, глав местных администраций)
*Это те субъекты права, которые были наделены правом до вступления в силу закона о государственной регистрации права и получили собственность до 31 января 1998 года.
3. Запись о праве в ЕГРН (Росреестр).
*Данные записи начали вноситься в реестр с 1998 года. Тем не менее, до 2016 года выдавались право удостоверяющие документы в виде бумажных свидетельств разных образцов (более 5). С 2016 года все зарегистрированные сделки подтверждаются выпиской из ЕГРН, в который вносится информация о сделке.
С каждым годом остается все меньше земельных участков, право на которое не зарегистрировано в соответствие с текущим законодательством и не внесено в ЕГРН.
Эти 3 группы правообладателей делятся на 2 категории:
— Члены садового товарищества
— Садоводы-индивидуалы
Чем же они отличаются?
Принципиальное и главное отличие в контексте этой статьи — это право голосования по множеству вопросов, а в некоторых случаях, право участия в голосовании.
Члены садового товарищества имеют возможность голосовать по всем вопросам. Садоводы-индивидуалы имеют возможность голосовать только по нескольким вопросам.
В информационной системе «Цифровые СНТ» мы учитываем всех правообладателей в 1 списке с возможностью фильтрации. При этом их возможности в голосовании учитываются по-разному.
Итак, как вести реестр и с чего начать?
ШАГ 1 — Определите область незнания, путем формирования списка того, что уже известно!
Что нужно делать?
Если у Вас совсем нет никакого реестра, авторизуйтесь в системе «Электронный председатель» и скачайте образец файла реестра правообладателей (https://preds.ru/uploads/s/y/6/i/y6ihbawo302p/file/MkRNBLXZ.xlsx).
ШАГ 2: Внесите в таблицу список всех земельных участков.
Это очень просто и быстро. Номера земельных участков знают все председатели.
ШАГ 3: Заполните реестр правообладателей (ФИО, электронная почта, телефон)
Заполняйте только то, что Вам известно.
Вопрос: А если у собственника 2 земельных участка?
Ответ: Необходимо добавить строчку с таким же номером земельного участка и в ФИО внести второго собственника
ШАГ 4: Импортируйте заполненный реестр собственников в систему
Инструкция как это сделать приведена в личном кабинете сервиса «Электронный председатель». Это займёт не более 1 минуты. Вы сформировали базовый реестр правообладателей
Важно: Регулярно актуализируйте реестр.
Шаг 1. Раздайте собственникам бланки для заполнения контактных данных. Шаг 2. Правообладатели должны их заполнить, подписать и передать Вам (председателю) или в правление СНТ.
Это систематическое действие, которое нужно делать регулярно для постоянной актуализации контактов.
Вопрос: Я знаю кто собственник, но не знаю, как с ним связаться. Нет ни электронной почты, ни телефона. А что делать, если вообще никаких данных нет?
Ответ: В реестре должны фигурировать все земельные участки. Следовательно, если Вы владеете только частью сведений или не владеете вовсе — оставляете поля пустыми — это не страшно. По земельным участкам, по которым не указаны данные или указаны не полностью — Вы не сможете предоставить доступ к личному кабинету и, следовательно, к электронному голосованию. А собственники не будут иметь возможность связаться с Вами.
К сожалению, законодательство не предусматривает возможность получения председателем расширенной выписки с указанием места регистрации собственника, его паспортных данных и контактного телефона.
Как взаимодействовать с садоводов старшего поколения?
Ни где не сказано, что контактным должен быть указан именно телефон и электронная почта собственника.
Тем более, что председатель, получая данные, не в состоянии проверить их достоверность. Исходя из вышеизложенного следует, что все члены и не члены преклонного возраста вправе указать данные своих детей, родственников или даже любых иных лиц, по своему усмотрению. При этом, ставя свою подпись, они тем самым подтверждают, что информация направленная таким образом будет считаться надлежащим их уведомлением. У меня именно так сделано.
Важно: «Каждый председатель имеет возможность проверить онлайн основные характеристики и данные о собственности и обременениях»
Это позволяет, как минимум, понять — когда последний раз менялся собственник. Все сделки регистрируются с 1998 года в реестре собственности. Сейчас единым органом учета недвижимости является Росреестр. Но и это еще не все:
«Каждый председатель имеет возможность заказать выписку из ЕГРН, в которой будут указаны собственники земельного участка, форма собственности, доля, номер регистрации права и дата»
Эта информация закроет целую проблему. На собрании Вы всегда будете иметь возможность проверить человека, который представился Вам собственником.
Останется только получить контактные данные. Про шаблон бланка заполнения контактных данных мы писали уже выше.
Вопрос «Как получить справочную информацию ЕГРН, как узнать кадастровые номера земельных участков в СНТ и как найти их на кадастровой карте
Ответ на этот вопрос мы предоставлен на нашем сайте preds.ru и будет опубликован в отдельной статье в скором времени.
Также, онлайн информацию можно будет получить через личный кабинет председателя на сайте preds.ru. И не только онлайн информацию, но и заказать официальную выписку из ЕГРН, которая позволит Вам узнать собственника.
Автор: Гришин Павел