История дачной кооперации и садоводства в России берёт своё начало ещё с дореволюционных времён. Однако наибольшее распространение садовые и огородные товарищества получили в советское время. Эти «сотки», выделяемые государством на бросовых землях, стали для большинства наших родителей, дедушек и бабушек серьёзным подспорьем в обеспечении семьи овощами и фруктами. Надо отдать должное и государству той поры – садоводства были на балансах предприятий в разделе «социалка» и вся их инфраструктура создавалась, в основном, за счёт средств «родных» организаций. В роли председателей садовых товариществ советской поры были, как правило, представители профсоюзных органов этих предприятий, либо иные ответственные руководители, получившие эдакую общественную нагрузку. Вся их хозяйственная деятельность велась под строгим надзором «родного» предприятия, за зарплату, а взносы членов были символическими. Это был социализм в лучших его проявлениях!
Но вот наступили 90-е. Страна спешила вернуться в капитализм в ожидании лучшей жизни и ещё более светлого будущего. Предприятия приватизировались, «социалка» стала жить и умирать своей жизнью и смертью, «сотки» перешли в бессрочное пожизненное владение граждан. В общем, «кошка бросила котят…». Тем не менее, в этот период появилось много новых СНТ. Но экономическая основа у них уже была другая. Земля вокруг крупных городов, особенно Москвы и Петербурга стала стоить больших денег. Граждане побогаче строили коттеджи. Граждане победнее перестали массово выращивать картошку с клубникой и решили просто отдыхать. И конечно же новое время потребовало новый тип председателя СНТ – эдакий крепкий хозяйственный мужик, способный и деньги собрать с членов, и часть общей земли запродать, и с рабочими из бывших республик договориться, а если нужно, то и самостоятельно водопровод отремонтировать и себя не обидеть. Правда, надо признать, что «богатых» СНТ появилось очень мало. Большая часть дачников в 90-е года относилась к классу «ниже среднего» — капитализм не всем пошёл на пользу. Добавилась и еще одна естественная проблема, которая проявилась вследствие развития земельной реформы — это возникновение миллионов «синих» и «розовых» свидетельств, наделяющих граждан правом на землю. Но в 90-е годы было не до земельных споров.
Смутное время 90-х ушло в прошлое. Мусорные свалки вокруг садовых товариществ заросли травой и тотальное воровство всякого барахла на дачах стало спадать. И даже кризис 98-го казался мелочью, по сравнению с недавними беспределом и беззаконием. Страна постепенно обретает правовую основу. Именно в 98-м принимается 66-фз «О садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединениях граждан». Закрепляется правовой статус СНТ, механизмы управления и, главное, право на землю. Появляются Роснедвижимость, Роскартография и Росрегистрация и начинается перерегистрация прав на землю и дома. Вводятся местные имущественные налоги. Решения в садоводствах теперь могут принимать собрания уполномоченных. Бюрократия минимальна, хотя закон и требует ведения элементарного делопроизводства. Но, как сказал в приватной беседе один умудрённый жизнью «крепкий» председатель: «нет документов – нет «дела»!». В чём-то он безусловно был прав. Государство не требовало от СНТ ничего кроме Устава, выписки из протокола собрания о выборах председателя и нулевой ежегодной отчётности. Этим большинство председателей СНТ и предпочли ограничиться. Однако время идёт, расслоение в обществе продолжается — богатые граждане уходят в «Коттеджные посёлки» со своими управляющими компаниями, а «бедные» СНТ даже с «крепкими» председателями с трудом сводят концы с концами. Государство тоже развивается и постепенно осознаёт, что многочисленная армия садоводов требует более чёткого управления и контроля.
Приближается 2017 год. Появилось много неплательщиков, много заброшенных участков. Средний размер членских взносов, к примеру, в Подмосковье 8-12 тысяч рублей в год. На эти деньги надо и мусор вывезти (мусорная реформа всех накрыла), и дорогу отремонтировать, и сторожа с электриком желательно нанять, и налоги заплатить, да и председатель задаром работать не будет. А тут и новый закон о садоводстве – 217-фз. Хороший закон, правильный – всё делает прозрачным, и взносы, и платежи. И решения в СНТ демократичными – только общие собрания, и так чтобы протокол и подписи всех членов. В общем, чтоб исполнить – целый штат бюрократов нужен, а иначе никак! А бюрократы денег немалых стоят – скудному бюджету СНТ их не поднять. «Доброжелатели» и сутяги всех мастей из числа членов СНТ сразу головы подняли – стали жалобы и кляузы на своих председателей и правления писать во все инстанции: неправильно мол нами управляют, воруют и безобразничают, закон не соблюдают! И стали «крепкие» мужики и честные хозяйственные женщины из председателей бежать, а желающих на их место не особо видно. И не просто бежать, а агитировать своих садоводов за ликвидацию СНТ. Мол, раз пошла такая п…политика, пусть муниципалитеты забирают нас, присоединяют к населённым пунктам и дело с концом, зря что ли местные налоги платим! Однако местным властям такое богатство не очень-то и надо, сами, как говорится, последний хрен без соли доедают, а тут ещё и эпидемия! И встают во весь рост два исконных русских вопроса: Кто виноват? и Что делать?
Ну, ответ на первый вопрос, как известно лучше всего искать в зеркале. Стоит правда иметь ввиду, что ситуация с СНТ объективно будет усугубляться, ибо в ближайшее время, судя по всему, народ богаче не станет. Но страна опять поднимется! Молодое поколение конечно уже не очень-то тяготеет к собственности – предпочитает аренду жилья, автомобилей и отдых за границей. Однако, если посмотреть на опыт некоторых стран (Германия, Австрия, Китай и пр.), то старшее поколение предпочитает жить в своих домах на своей земле, а младшее – трудиться в городе, арендуя всё необходимое, и навещать стариков в родном доме. Тут Вам и связь поколений, и семейные традиции, и любовь к малой родине. И Россия, полагаю, здесь не исключение! Есть над чем задуматься государству и политикам. В этом смысле одноэтажная Россия в СНТ и посёлках – оплот семьи и государственности. Ну да ладно, хватит о высоком, перейдём ко второму вопросу, который собственно и является главной темой настоящих заметок.
Итак, что делать? Ситуация действительно непростая, революционная даже. Прямо как вождь пролетариата учил: верхи (то бишь председатели) не могут, низы (то бишь члены) не хотят. Не могут председатели нормы нового закона выполнить без денег и, зачастую, в силу некомпетентности. А низы не хотят уже сдавать взносы втёмную, хотят гласности и прозрачности расходов (чего собственно и требует закон), но при этом не могут платить за такую прозрачность. Вот и получается замкнутый круг, безысходность! Хочется «и замуж пойти, и невинность соблюсти», а как неясно. Отсюда и призывы – распустить СНТ и сдаться на милость властей! Но, как уже сказано выше — это путь в никуда. Да и по затратам он не дешевле. За один только мусор каждому индивидуалу по новым нормам придется выложить не менее 500 рублей в месяц с домовладения. Однако выход есть!
Затевая проект «Цифровые СНТ» команда разработчиков прежде всего провела оценку экономической ситуации в СНТ и постаралась ответить на вопрос: а можно ли в рамках сложившегося на сегодняшний день платежеспособного спроса на услуги для СНТ (примерно 1 тыс.руб. в месяц с участка) обеспечить все требования закона в части организации учёта и управления и качественно обслужить всю инфраструктуру СНТ – дороги, охрану, вывоз ТБО и прочее. Конечно все СНТ разные, двух одинаковых нет, и проблемы у каждого свои: кто-то ещё только дорогу строит, а кому-то эту дорогу надо уже капитально ремонтировать. Тем не менее механизмы управления и обслуживания для всех примерно одинаковые, а значит целесообразно разработать для всех единый стандарт. По нашим оценкам затраты на управление по общему стандарту можно и нужно свести к минимуму переложив на плечи программных роботов бухгалтерский учёт и отчётность, сбор взносов и работу с неплатежами, организацию и проведение общих собраний, документооборот и взаимодействие с органами власти, экономическое обоснование сметы доходов и расходов и конкурсный отбор подрядчиков на обслуживание инфраструктуры. Это будет очень дёшево. Программе ведь все равно сколько товариществ обслуживать – одно или тысячу. То, что нельзя запрограммировать можно и нужно переложить на плечи узкой группы квалифицированных специалистов – юристов, экономистов. Им тоже проще решать сотни и тысячи одинаковых задач в судах и органах власти. И в расчёте на одно СНТ это тоже получится дёшево.
А что же остаётся председателю? А председатель должен определить необходимый объем потребных услуг (вывоз мусора, чистка дорог и пр.), заказать их в системе «Электронный председатель» и затем принять у подрядчиков. «Электронный председатель» — это один из интернет-сервисов проекта «Цифровые СНТ», но, пожалуй, самый главный. Он как раз и реализует все перечисленные выше функции. Остальные сайты, «цифровые двойники СНТ», онлайн-сессии и дистанционные встречи в Telegram и Instagram – это, в основном, информационный фон проекта, мощная справочная поддержка и система обучения председателей, которые тоже безусловно необходимы, но второстепенны.
Расчёты показывают, что при условии тесного сотрудничества садоводов и некоммерческих организаций – разработчиков проекта с местными и региональными властями, используя механизмы частно-государственного партнёрства, вполне возможно в относительно короткие сроки создать новую инфраструктуру обслуживания и управления для садовых и дачных товариществ, достаточно дешёвую, современную и эффективную. Уже сейчас в СНТ появляются новые молодые председатели, готовые использовать современные цифровые инструменты для качественного управления своим хозяйством. Ну а со старшим поколением, использующим кнопочные телефоны, будут работать операторы Call-центров. Таким образом ответ на вопрос «что делать?» однозначен – идти в «Цифровые СНТ»! Там будущее, в котором нам предстоит жить!