Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!
Работа счетной комиссии, как и сама необходимость ее избрания, никак не регламентирована законом ФЗ-217. А вопросов о ней возникает много: кто может быть в составе счетной комиссии, кем она избирается, должна ли она составлять собственный протокол и ставят ли члены счетной комиссии свои подписи в протоколе общего собрания…
Для начала посмотрим, что говорит ФЗ-217 об органах общего собрания СНТ:
Общее собрание утверждает порядок ведения общего собрания членов товарищества. Порядок ведения — это процедура с момента регистрации участников и открытия собрания до момента его закрытия. Порядок должен описывать все действия участников и органов собрания — председательствующего на собрании, секретаря, счетной комиссии (пп.15 п.1 ст.17).
Общее собрание избирает председательствующего на общем собрании (пп.20 п.1 ст.17 ). А если собрание не избирает председательствующего, то им автоматически становится председатель товарищества (п.20 ст.17).
Про секретаря и счетную комиссию ничего не сказано. Но это не означает, что их не должно быть. Напротив, здравый смысл, сложившаяся практика ведения ОС и гражданское законодательство предусматривают избрание этих органов собрания. Ведь кто-то должен вести протокол собрания и подсчитывать голоса.
Устав или Положение о счетной комиссии
Порядок работы счетной комиссии законом ФЗ-217 не оговорен. Значит, в СНТ рекомендуется разработать Порядок проведения общих собраний, где будет в том числе и раздел, посвященный избранию, полномочиям и работе счетной комиссии. Можно разработать отдельное Положение о счетной комиссии. Такие документы разрабатывает правление и, как мы отмечали выше, утверждает общее собрание товарищества. Можно прописать соответствующие положения о счетной комиссии в уставе.
Устав и внутренние регламенты не должны противоречить законодательству. На что же тогда опираться в разработке положений о счетной комиссии?
Обращаемся к законодательству
Если в специальном законе отсутствуют прямые нормы, то следует руководствоваться гражданским законодательством, регулирующим сходные отношения.
В данном случае это Гражданский кодекс РФ, глава 9.1 Решения собраний.
Части 3 и 4 ст.181.2 ГК РФ предусматривают в обязательном порядке указывать в протоколе общего собрания сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. О личных подписях этих лиц не говорится, но лишними они точно не будут.
Также можно взять на вооружение регламенты по проведению собраний собственников жилья в многоквартирных домах (МКД), так как СНТ — тоже вид товарищества собственников недвижимости, хотя и со своими нюансами.
В Жилищном кодексе конкретики по поводу счетной комиссии, кстати, тоже нет. Зато существуют письма и приказы Минстроя с разъяснениями и требованиями к проведению общих собраний в МКД, к протоколу ОС и к счетной комиссии.
Так, счетная комиссия ОС МКД избирается общим собранием собственников, ее избрание (наряду с избранием председательствующего на собрании и секретаря) включается в повестку дня каждого собрания. Запретов и ограничений по выбору кандидатов в счетную комиссию нет, за исключением одного условия — это должны быть собственники помещений в данном доме. Если так решит собрание, то счетная комиссия может состоять только из председателя и секретаря собрания. В протоколе ОС должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчет голосов — ФИО, номер документа о праве собственности на помещение в МКД — и их собственноручные подписи. Отдельного протокола счетной комиссии может и не быть.
Встречается у некоторых экспертов и аналогия с законом ФЗ-208 “Об акционерных обществах”, а именно — статьей 56 Счетная комиссия. Здесь содержится требование к количественному составу счетной комиссии — не менее трех человек, но не более пяти.
В СНТ учитывать нормы ГК РФ точно стоит, а вот применять ли аналогии с ЖК и АО — решать вам.
Выводы о счетной комиссии в СНТ
Главное: поскольку законодательством работа счетной комиссии в СНТ не оговорена, необходимо регламентировать ее работу Уставом товарищества или внутренним положением, порядком, регламентом.
Быть или не быть
Каждое товарищество решает для себя — будет ли на общем собрании выбираться отдельный орган — счетная комиссия — или обязанности по подсчету голосов будут возложены, например, на секретаря и председательствующего на собрании. Некоторые СНТ обходятся без счетной комиссии как отдельного органа.
Лиц для подсчета голосов или счетную комиссию избирает общее собрание простым большинством голосов первым вопросом повестки.
Кто в составе
В действующем законодательстве нет требований, ограничений или запретов к составу счетной комиссии. Также не определены требования к лицам, занимающимся подсчетом голосов. Если собранием или внутренним регламентом не установлено иное, то подсчитать голоса могут и председатель собрания с секретарем, либо лица из числа членов товарищества.
Отдельный протокол счетной комиссии
Наличие такого протокола законом не оговорено. Если избирается счетная комиссия (оговорено в уставе или закреплено Положением), то она составляет свой отдельный протокол подсчета голосов. Он станет дополнительной фиксацией результатов голосования и доказательством легитимности принятых решений.
Подписи членов счетной комиссии на протоколе общего собрания
Требования о наличии подписей счетной комиссии на протоколе ОС нет в законодательстве. В отличие от подписей председательствующего на собрании и секретаря — они обязательно должны быть под протоколом (п.3 ст.181.2 ГК РФ).
По поводу счетной комиссии сказано, что в протоколе должны быть “сведения о лицах, проводивших подсчет голосов” (п.4 и п.5 ст.181.2 ГК РФ). Сведения — это не подписи. Но если вы пропишете в уставе или положении о счетной комиссии, что она заверяет результаты голосования личными подписями, хуже от этого никому не будет.
Если член комиссии отказался подписать протокол
Отсутствие подписи одного из членов счетной комиссии не является основанием для признании решения общего собрания недействительным.
Если этот член участвовал в подсчете голосов, но по каким-то причинам отказывается подписать протокол, ему следует изложить в письменной форме свое особое мнение. Оно впоследствии должно быть приобщено к протоколу.
Важные нюансы при подсчете голосов
Функции счетной комиссии — подсчет голосов и подведение итогов голосования.
Для правильного подсчета голосов счетная комиссия обязательно принимает во внимание и фиксирует:
— По каждому вопросу повестки отдельно фиксируется количество голосов “за”, “против”, “воздержался”; или голосование по вопросу не состоялось вообще и решение не принято (например, если многие “воздержались” или несколько садоводов покинули собрание раньше, и не набралось необходимого количества голосов для принятия легитимного решения по некоторым вопросам повестки).
— Кто может голосовать по вопросу: только члены, или члены плюс индивидуалы (п.3 ст.17 ФЗ-217).
— Количество голосов, необходимое для принятия решения по вопросу: большинство или квалифицированное большинство — не менее двух третей от присутствующих членов ( п.2 ст.17 ФЗ-217).
Итог подводится по каждому вопросу повестки — принято решение или нет.
Заочное собрание
При заочной форме голосования включать в повестку ОС избрание председательствующего, секретаря и счетной комиссии не рекомендуется. Целесообразнее указать этих лиц в уведомлении о проведении собрания. Назначить их может инициатор собрания.
Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!
Материал взят с платформы «Снт Онлайн»: https://snt.online/blog/infocraft/schetnaya-komissiya-na-obshchem-sobranii-snt/