Инвентаризация в СНТ



Инвентаризация в СНТ с точки зрения бухгалтерского учёта — вопрос теоретический: практически ни в каких садовых товариществах она не делается.

Реальная инвентаризация, которая требуется для эффективной работы, заключается в следующем:

1. Уточнение перечня земельных участков. Владельцы участков могут их объединять или разделять, в результате чего изменяется площадь отдельных участков и их количество. Сведения можно актуализировать через публичную кадастровую карту.

2. Актуализация правообладателей земельных участков. Совершаются сделки (дарение, мена, купля-продажа, аренда), оформляется наследство, иногда владельцы отказываются от участка в пользу муниципалитета. Получить сведения можно на портале Росреестра, заказав выписку из ЕГРН.

3. Актуализация сведений о владельцах участков: адрес, контактный телефон, электронная почта, доверенность на представителя. Периодическое направление информации по имеющимся каналам коммуникации, указанным в Реестре членов товарищества, позволяет своевременно обновить данные.

Все перечисленные мероприятия дают возможность подготовить и провести легитимное общее собрание.

Что же касается финансовой и учетно-бухгалтерской стороны вопроса, то 217-ФЗ ни коим образом не регламентирует порядок проведения инвентаризации в СНТ. Этот факт позволяет некоторым садоводам утверждать, что никакой инвентаризации в товариществах быть не должно вовсе. Однако, инвентаризация — это финансовый порядок, ответственное ведение хозяйственной деятельности любой организации. Если брать в расчет, что любое СНТ является в первую очередь юридическим лицом и ведет управление имуществом общего пользования, то вполне логично за этим имуществом следить. Тем более, что содержится оно на взносы садоводов, а прозрачность в вопросе “на что потрачены взносы” никогда не помешает.

Чем регламентируется инвентаризация

Выдумывать здесь ничего не придется — всё задокументировано и унифицировано:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ “О бухгалтерском учете”;

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н;

3. Методические указания по проведению и оформлению результатов инвентаризации, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49;

4. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 об унифицированных формах для оформления процесса и результатов инвентаризации (типовой приказ о проведении инвентаризации, акты, описи, сличительные ведомости и т.п.).

С 2013 года разрешено не применять унифицированные формы документов, а разрабатывать свои. Можно, например, взять за основу формы Госкомстата и утвердить свои разработанные формы в приложении к учетной политике или приказом.

Что проверяем и зачем

Проверяем имущество СНТ, его состояние, условия хранения, ответственного за сохранность, долги товарищества перед кредиторами, задолженности садоводов перед товариществом. Обеспечивается сохранность имущества, выявляются неучтенные объекты, проверяется правильность отражения в учете имущества и обязательств, соответствие учетных данных фактическим.

Имущество СНТ (ст.130  ГК РФ “Недвижимые и движимые вещи”)

недвижимое: земельные участки, здание правления, сторожка, ЛЭП, скважина, пожарный водоем, детская площадка…

движимое: инструменты, мотопомпа, принтер, денежные средства…

Помним о том, что право собственности на недвижимые вещи возникает только с момента регистрации (ст.219 ГК РФ). Недвижимое имущество СНТ должно быть зарегистрировано в ЕГРН и иметь собственника (ст.131 ГК РФ).

А если зарегистрированного имущества общего пользования в СНТ нет?

Возникает вопрос, может ли товарищество вести уставную деятельность. Ведь в законе (ст.7 ФЗ-217) обозначена цель создания товарищества: “… для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования…”.

Как часто проводить

Порядок и периодичность проведения инвентаризации, а также перечень объектов для проверки устанавливает руководитель организации (п.3 ст.11 ФЗ-402 и п.27 Положения по бухучету №34н).

Но есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц (это могут быть бухгалтер, кассир, председатель, другое лицо);
при выявлении фактов хищения или порчи имущества;
в случае чрезвычайных ситуаций — стихийные бедствия, пожар;
при ликвидации или реорганизации СНТ;
основные средства можно проверять 1 раз в три года;
логично также провести инвентаризацию при смене руководства товарищества;
проверить кассу в конце отчетного периода и перед ревизией.

Инвентаризацию лучше проводить перед общим собранием товарищества, где председатель должен отчитаться по итогам года.

Необходимо отразить в учетной политике товарищества периодичность проведения инвентаризаций и перечень проверяемого имущества и обязательств. Желательно детализировать эту информацию: плановая и внеплановая инвентаризация, инвентаризация кассы, инвентаризация при смене материально ответственного лица и т.д.

Этапы инвентаризации:

1.  Создание инвентаризационной комиссии — оформляется приказом/постановлением/распоряжением председателя товарищества. Форма приказа унифицирована. В приказе указываются: сроки и причины проведения инвентаризации, состав комиссии — председатель комиссии плюс два члена комиссии, проверяемое имущество и обязательства. Подписывают приказ председатель и члены комиссии. Приказ регистрируется в специальном журнале унифицированной формы.

2.  Получение последних приходных и расходных документов инвентаризационной комиссией. Председатель комиссии визирует эти документы с указанием “До инвентаризации на 00.00.0000 (дата)”

3.  Получение расписки от материально ответственных лиц.

4.  Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств.

5.  Сверка данных в инвентаризационных описях с данными бухучета и планировки территории. Составляется сличительная ведомость, выявляются излишки, недостача. Ведомость и опись имеют унифицированную форму.

6.  Обобщение результатов на заседании инвентаризационной комиссии. Заседание оформляется протоколом. Ведомость учета результатов инвентаризации имеет унифицированную форму.

7.  Утверждение результатов инвентаризации. На подпись председателю товарищества предоставляются: протокол заседания комиссии, ведомость учета результатов, сличительные ведомости, описи и акты.

8.  Отражение в учете результатов инвентаризации. Списание по причине устаревания, порчи, истечения срока исковой давности (для задолженностей). Недостача взыскивается с виновного лица или списывается на прочие расходы, если такое лицо не установлено. Излишки имущества принимаются по рыночной стоимости. Результаты инвентаризации обязательно выносятся на обсуждение общего собрания товарищества.

Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!

20 июля 2021