Смета и ФЭО

Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!

Смета СНТ

Начнем с того, что садоводы не должны, не всегда умеют да и не хотят разбираться в тонкостях бухгалтерии и отчетности. Но есть  вопрос, который будет всегда интересовать любого из них — как потрачены мои взносы и как платить меньше?

Обосновать размер взносов и отчитаться перед садоводами по этому острому вопросу помогут “три кита” дачного учета: смета, финансовое обоснование и отчет об исполнении сметы.

Составьте правильно эти три формы, и вопросы в духе “а где деньги” и “почему так много” будут возникать гораздо реже, а возможно их не будет совсем.

Приходно-расходная смета

Смета СНТ — это планирование бюджета вашей некоммерческой организации: сколько вы намерены собрать взносов, а также сколько из них вы планируете потратить и на что.

На основании сметы с финансово-экономическим обоснованием устанавливается размер членских взносов и плата садоводов-индивидуалов. Нет сметы — нет права собирать взносы и тратить что-либо.

Составляет смету Правление товарищества (пп.9 п.7 ст.18 ФЗ-217). Затем представляет смету на утверждение общему собранию садоводов.

Обязательно согласно п.17 ст.17 ФЗ-217 ознакомить с проектом сметы всех садоводов за неделю до общего собрания, на котором планируется эту смету утвердить. Способы ознакомления всё те же: сайт СНТ, доска объявлений, имейл-рассылка. Если этого не сделать или сделать с нарушением срока, то такое решение собрания впоследствии можно будет оспорить.

На какой срок разрабатывается смета? На любой период, закон нас здесь не ограничивает (п.10 ст.18 ФЗ-217). Как правило, составляют смету на один год. Но для более долгосрочных проектов сроки могут быть увеличены.

Что должно быть в смете обязательно: размер предполагаемых доходов и расходов товарищества; перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обеспечение должностных лиц товарищества (п.9 ст.18 ФЗ-217). Ответственным лицом, кстати, не обязан всегда быть исключительно председатель. Члены правления могут взять на себя контроль за осуществлением отдельных мероприятий, причем не только на бумаге. Но даже если ответственные по статьям сметы вовсе не указаны, нужно понимать, что за исполнение сметы в целом всё равно несёт ответственность председатель.

Как планировать и рассчитывать взносы — по количеству участков или по площади, с члена или с сотки? Способ начисления взносов должен быть принят на общем собрании и прописан в Уставе. Понятно, что справедливости тут может быть мало. Каждое СНТ решает по-своему. Где-то выходом становится смешанный вариант, при котором часть статей сметы разбивается на количество участков, а отдельные статьи  (например, вода на полив или налог на ЗОП) — на площадь (кв.метры участка).

Доходы сметы

Прежде всего их необходимо разделить на доходы от коммерческой деятельности, если таковая ведется, и некоммерческие доходы.

Доходы от коммерческой деятельности: сдача в аренду участка земли, помещения, принадлежащих СНТ; доходы, получаемые от других СНТ или от садоводов за какие-либо услуги, и т.п. Хорошо бы в смете указать, на что именно пойдет доход от коммерческой деятельности: например, на покрытие оплаты земельного налога и т.п.

Доходы от некоммерческой деятельности: взносы членские и целевые.

На что конкретно можно тратить членские взносы, а на что — целевые четко прописано в ст.14 ФЗ-217. В смете имеет смысл вынести отдельной статьей те мероприятия, на которые пойдут целевые взносы.

Статьи расходов

Могут отличаться в зависимости от инфраструктуры, пожеланий и возможностей каждого конкретного СНТ. Перечислим основные статьи расходов.

Фонд заработной платы и страховые взносы в фонды. Зарплаты штатным сотрудникам — как минимум председатель, плюс может быть еще сторож (вахтер), бухгалтер, электрик в штате (работают по трудовым договорам). Плюс налоги и взносы в фонды. Для ясности картины нужно при составлении сметы определиться с исполнителями по всем работам — кто работает по трудовому договору, а кто по ГПХ, или будут привлекаться ИП и ООО. От этого будет зависеть сумма, которую необходимо заложить в смете на ту или иную работу. Так, если нанимаете ИП или иное юрлицо, то ваше СНТ не будет платить никакие дополнительные налоги и взносы. Если исполнитель —  физлицо, по трудовому договору или договору ГПХ, то у СНТ возникает обязанность уплатить взносы в фонды и НДФЛ.

Электроэнергия. Общая сумма, идущая на оплату электроэнергии СНТ, складывается условно из двух частей: платежи садоводов по индивидуальным счетчикам и взносы на общие затраты энергии — освещение улиц, сторожки, скважина, шлагбаум, потери в сетях.

Содержание имущества общего пользования (территории). Расчистка улиц, покос травы, борьба с борщевиком, ремонт дорог, чистка канав, замена ламп, ремонт водопровода  и т.п.

Вывоз мусора. По заключенному договору с лицензированной организацией. Сумму рассчитываем, как правило, исходя из количества мусора, вывезенного за прошлый год, но по действующему тарифу.

Расходы общехозяйственные. Услуги банка (обслуживание расчетного счета), сайт, электронная бухотчетность, канцтовары, почтовые услуги, услуги связи, хозинвентарь, аренда зала для общих собраний и т.п.

Земельный налог на земли общего пользования

Налоги СНТ как юрлица (чаще всего по УСН), водный налог при наличии скважины.

Юридическая поддержка. Подача исковых заявлений на должников, консультирование.

Безопасность. Обслуживание и ремонт шлагбаумов, тревожные кнопки, системы видеонаблюдения, вахтеры и т.п.

Непредвиденные расходы, в том числе штрафы

Финансово-экономическое обоснование размера взносов (ФЭО)

Отражает принцип исчисления размера взносов исходя из всех планируемых расходов (на основании сметы) и поступлений (в т.ч. если ведется коммерческая деятельность — сдача в аренду земли, помещения, услуги)

Также, как и в случае со сметой, за неделю до общего собрания ознакомить садоводов с этим документом. Если ФЭО отсутствует, садоводы имеют полное право не утверждать смету.

Обоснование делается для каждой статьи расходов приходно-расходной сметы. Причем описываем не просто что и почем нужно приобрести, а еще и разъясняем, почему именно это, а не другое, зачем это нужно, средняя стоимость, где будем приобретать и т.п.

Например:

  • для обоснования зарплаты бухгалтера — средняя зарплата бухгалтера по региону, объем хозяйственных операций в СНТ, условия работы и т.п., отсюда оклад бухгалтера в СНТ, с налогами и взносами или без.
  • чистка дорог от снега — зависит от типа техники, свободной на момент заказа, отсюда и продолжительность работы в часах, плюс учитываем толщину покрова. Рыночные цены, их устанавливает исполнитель. Пример техники и цены. Какое количество чисток заложим на сезон.
  • земельный налог — указать площадь ЗОП в собственности СНТ согласно выписке из Росреестра,  ее кадастровую стоимость, ставку налога в данном регионе. Расчет налога: кадастровая стоимость земли перемножается на ставку налога.

Из финансово-экономического обоснования должно стать понятно:

  • сколько всего участков на территории СНТ
  • сколько всего членов СНТ и сколько граждан без участия в товариществе (индивидуалов)
  • какова суммарная площадь участков
  • какие суммы дохода планируется получить (в том числе от коммерческой деятельности)
  • каковы основания возникновения затрат
  • расчет взносов — на кв.метр, на участок, на члена (в зависимости от принятого принципа начисления)

Отчет об исполнении сметы

Фиксирует ваши состоявшиеся или же несостоявшиеся финансовые планы за отчетный период.

Готовит отчет Правление, отчитывается перед собранием садоводов.

По каждой статье сметы дается финансовая оценка соотношения планового показателя с фактическим: перерасход или экономия.

Если получили экономию денежных средств, то данная информация должна быть подтверждена документально. Например, приложена справка о состоянии расчетного счета организации, договоры с поставщиками и подрядчиками, акты выполненных работ и т.д.

Если по каким-то видам доходов вы по факту получили отрицательный показатель, то требуется к отчету приложить обоснование данного показателя: справку о задолженности по внесению взносов членами СНТ либо акты сверки расчетов с контрагентами.

Если получили перерасход денежных средств, то данная информация также подтверждается документально. Это документы (справки, акты,  договоры, счета и т.д.), подтверждающие обоснованность увеличения стоимости затрат.

Подтверждающие документы прилагаются к отчету об исполнении приходно-расходной сметы в обязательном порядке.

Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!

14 сентября 2021