РЕГИСТРАЦИЯ НА ZOOM-КОНФЕРЕНЦИЮ
Пожарная безопасность в СНТ! Правила, регламенты, проверки.

22 июля в 20:30 Зарегистрироваться
Главная / Статьи / Повестка собрания. Нюансы формирования.

Повестка собрания. Нюансы формирования.

Недавно один из наших клиентов попросил «посмотреть» повестку общего собрания. Пока 307-ФЗ действует (до конца 2020 года), то есть собрание будет в заочной форме.

Повестка большая, в оригинале — 17 вопросов. Поэтому мы подумали, что можно (и нужно) привлечь собственно Председателей (группа в Фейсбук «Председатель СНТ Московской области»).

Благодарим за участие в обсуждении Денис Кузнецов, Николай Сурков, Елена Маликова, Антон Чичканов, Ольга Харитонова, Татьяна Вакурова, Ирина Миначенкова, Лариса Озерова, Евгения Крупская, Юлия Гусеинова, Наталия Татарова, а также проект Дача в законе

Что же в итоге получилось?

Вот оригинальный документ (значащая часть):

«1. Выборы счетной комиссии.

2. Утверждение новой редакции Устава.

3. Утвердить отчет председателя правления ТСН

4. Утвердить Акт ревизионной комиссии.

5. Признать работу правления удовлетворительной.

6. Выборы председателя правления ТСН

7. Выборы правления ТСН.

8. Утверждение Реестр членов ТСН.

9. Рассмотрение штатного расписания ТСН.

10. Рассмотрение и утверждение сметы на 2020-2021гг (членские взносы.)

11. Исключение из членов ТСН должников с задолженностью более двух лет.

12. Принять в члены ТСН собственников участков:

13. Членские взносы на 2021 год 7 500 руб. с одного участка размером 800 м2.

14. Рассмотрение вопроса по водоснабжению ТСН. -3000руб.

15. Рассмотрение вопроса по ремонту внутренних дорог ТСН.- 1000 руб. (480 000 руб.)

16.Прием в члены ТСН.

17.Разное (детская площадка).»

Проблемы общими усилиями распределили на три группы.

  • Стилистическая. Незаметная, но очень «кусачая»
  • Юридическая. Принципиальные вещи.
  • Логическая. Очередность вопросов.

Начнем с Логической.

Тут, на наш взгляд, три момента.

Первый связан с очередностью выборов Председателя и Правления.

Статья 18 217-ФЗ гласит, что «Председатель товарищества является членом правления товарищества и его председателем.», а статья 19, что «Председатель товарищества действует без доверенности от имени товарищества, в том числе: … председательствует на заседаниях правления товарищества;»

Таким образом, возникает вопрос, а кто должен быть избран раньше? Правление, членом которого является Председатель, или Председатель, потом чудесным образом входящий в состав Правления?

Дискуссия по этому вопросу принесла (для нас, например) несколько неожиданные результаты. Вот они:

  • Фактически порядок избрания Председателя/Правления (в отличие от 66-ФЗ) описан таким образом, что имеется некая коллизия (для 217-го вообще – обычное дело), которая заключается в том, что обе функциональные единицы (коллективный исполнительный орган, Правление, и единоличный исполнительный орган, Председатель. Напомнила формулировки Татьяна Вакурова, спасибо) являются ИЗБИРАЕМЫМИ, но зависимость избрания Председателя товарищества в Правление явным образом не установлена. Как, собственно, не установлен и механизм «попадания» Председателя в Правление, если он фактически туда не избирался.
  • С практической точки зрения, в этом случае, имеет смысл говорить не о том, как именно установлена законом зависимость и очередность, а о том, как провести ОСЧ (и составить его повестку) так, чтобы ПОТОМ не было мучительно больно.
  • Подхода к вопросу может быть, как минимум, три, и ни один из них не является абсолютно надёжным.

Итог: в данном случае, ориентируясь на политическую обстановку в конкретном товариществе, организаторам ОСЧ следует выбирать из следующих вариантов:

Первый вариант, он же максимально «чистый». Всех кандидатов в Председатели первоначально избираем в Правление (аналог 66-ФЗ). Если такой подход приносит результат, то оспорить решение ОСЧ по этой конкретной позиции – невозможно. Вопрос тут только один, а если в Правление не избрали?

Тогда план «Б», он же второй вариант (предложен Дача в законе, опять спасибо):

  • устанавливаем количество членов Правления (217-ФЗ, п.3, ст.18 «Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов товарищества.»);
  • Избираем в Правление на одного члена меньше, то есть резервируем одно место для Председателя товарищества.
  • Избираем Председателя товарищества и возвращаемся к доизбранию «недостающего» члена Правления, поскольку (опять же) явного указания на автоматический вход в Правление избранного Председателя в 217-м нет…

Если такая процедура представляется сложной, в первую очередь из-за необходимости объяснять членам товарищества имеющуюся коллизию в Законе, то есть…

…план «В», он же третий вариант. Убрать возможные противоречия на предварительном этапе, путем проведения своеобразных праймериз. Это можно сделать и на собрании (легче, понятно, на очном), а можно и заранее. Путем проведения опроса садоводов установить перечень кандидатур, однозначно набирающих необходимое количество голосов для прохождения в Правление, и из них сформировать список кандидатур в Председатели товарищества. Цель – исключить возможность попадания в перечень кандидатур с заведомо низким рейтингом. В этом варианте все отлично, кроме одного – может потребоваться второй тур.

Второй нюанс связан с приемом новых членов товарищества. И исключением из членов.

С одной стороны, однозначно понятно, что исключенные члены не могут голосовать по соответствующим вопросам – они решением собрания стали «индивидуалами», со всеми вытекающими последствиями.

С другой стороны, имеет ли «свежепринятый» член СНТ право (и логичную обоснованность) голосовать «За» или «Против» принятия решения по Отчету Правления/Председателя? Например, если давно подал заявление о вступление в члены товарищества? Вроде как да. Видел же, как все происходило в отчетном периоде? Ну, или в БОЛЬШЕЙ части отчетного периода… А если заявление подано (а еще и участок приобретен) неделю назад? Вроде как уже и не имеет…

Промежуточный итог:

1. Прием и исключение членов товарищества должно происходить РАНЕЕ остальных вопросов повестки дня, ибо результат голосования по этому вопросу оказывает прямое влияние на расчет голосов по остальным. Помним, что на момент проведения собрания органы управления у нас считаются ДЕЙСТВУЮЩИМИ.

2. Возможность и обязанность НОВЫХ членов голосовать по ряду вопросов повестки дня, не упомянутое никак в 217-ФЗ, должно трактоваться в тексте Положения о членстве в СНТ, либо напрямую в Уставе. Устав мы, кстати, в этом случае не рекомендуем, ибо его тяжело изменить процессуально. Положение в этой части гораздо удобнее.

Общую проблему ВСЕХ собраний со старыми-новыми членами «приземлим» на задачу нашего клиента, то есть — на заочное собрание. Спасибо Евгения Крупская, она заметила, что в случае заочного голосования изменения, принятые в составе членов товарищества будут (станут, вернее, легитимными) только после подведения итогов собрания, в соответствии с Протоколом. Таким образом в случае использования заочной формы собрания, порядок следования в Повестке вопроса приема-исключения членов особой роли не играет.

Итог: стандартные, типовые подходы к составлению повестки ОСЧ нужны и важны, однако в некоторых случаях на них можно не обращать внимание.

Третий момент – очередность вопросов экономического характера. Размер членских взносов расчетным образом вытекает из Сметы (приходно-расходной), а она, в свою очередь, формируется на основании финансово-экономического обоснования (ФЭО). Таким образом сначала ФЭО, потом Смета, и только потом – взносы.

Итог: Сначала ФЭО, потом Смета, в последнюю очередь – взносы. И, кстати, в оригинале Повестки такого вопроса как «Утверждение ФЭО» нет вообще.

Проблема Стилистическая. В заглавии статьи, как мы помним, обозвана «незаметной и кусачей».

А и правда… Ну вот какая разница КОГО мы избираем? Председателя товарищества или Председателя Правления? Разница всего лишь в том, что «Председатель товарищества» явно прописан в 217-м, и, дополнительно, наделен полномочиями Председателя правления товарищества. То есть Председатель Правления – вторичная функция, вытекающая из полномочий и статуса, собственно, и Правления, и Председателя товарищества.

Итог: избираем Председателя товарищества.

А еще, есть ли у собрания Председатель? Нет, на собрании есть Председательствующий. Дополнительно, в 217-м ультимативно прописано только «Председатель товарищества… председательствует на заседаниях правления товарищества», то есть личность, статус и отношение к товариществу ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ не прописана, в теории это может быть вообще любой человек (с. 17, п. 20. «Председательствующим на общем собрании членов товарищества является председатель товарищества, если иное решение не принято этим собранием.»).

Итог: избираем Председательствующего на собрании.

Больная тема – формулировки. Как справедливо указали коллеги из проекта Дача в Законе, «Все вопросы (по стандартной практике корпоративной) в повестке звучат как: «Об утверждении…», «об избрании…», «о рассмотрении». А «утвердить», «избрать», «принять» — формулировка решения, поставленного на голосование, но не пункт повестки. Далее, если у вас идет избрание по истечении срока полномочий, то «об избрании» — нормально. А если досрочно, то обязателен отдельный вопрос: «О досрочном прекращении полномочий…таких-то». Вопрос о членах правления должен быть так и сформулирован: «Об избрании ЧЛЕНОВ правления» (а не «Избрание Правления»).

От себя добавим, что самым «любимым» нарушением как логики, так и стиля деловых документов является, в случае принятия документа, отменяющего или замещающего ранее принятый, отсутствие упоминания о ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЯ СТАРОГО ДОКУМЕНТА.

Итог: вопросы повестки формулируем как вопросы, а не как вариант решения или действия собрания.

И, наконец, юридические проблемы.

Сюда мы отнесли принципиальные вопросы, влияющие прямо как на легитимность самого процесса (имеется ввиду ОСЧ), так и на юридическую значимость документов, на таком ОСЧ принятых.

Для начала вопрос, который также, как и вопрос об очередности избрания Правления и Председателя товарищества, вызвал некую полемическую активность у привлеченных экспертов.

Реестр собственников. С одной стороны, данный документ ВЕДЁТСЯ Председателем товарищества в соответствии с положениями ст. 15 217-ФЗ, однако сам процесс ведения Реестра описан в 217-м весьма скудно (с точки зрения 217-го Реестр возникает, предположительно, из заявлений на прием в члены товарищества, волшебство, не иначе). То есть, если Реестр именно ВЕДЁТСЯ, то как ДОКУМЕНТ не может быть утвержден.

С другой стороны, весьма часто в ведении дел товариществ наблюдаются серьезные нарушения, то есть пробелы в ведении (исчезают данные за годы). Таким образом, могут возникнуть ситуации, когда Реестр, как «живая» и необходимая сущность, отсутствует в товариществе как класс, либо находится в состоянии, далеком от актуальности. В таком случае, по нашему мнению, текущее состояние Реестра «на дату» вполне можно утвердить решением ОСЧ. То есть получить новую «точку отсчёта» и далее заниматься именно ведением. Еще можно данный процесс совместить с перерегистрацией членов СНТ (т.к. вторичный приём в члены СНТ есть нонсенс, юридически и логически) а также сбором обновлённых (или первичных) согласий на обработку персональных данных выдаваемых товариществу членами (и собственниками-индивидуалами).

Однако, надо понимать, спасибо коллегам из Дача в законе, что «Решение собрания не может влиять на его [Реестра] юридическую силу, это только отражение факта и их фиксация, а складываются он на основании других сделок, юридических событий, но никак не от воли собрания общего».

Итог: если состояние Реестра членов товарищества печально, либо он вовсе отсутствует, то необходимо принять меры по его восстановлению/созданию, при этом любой документ (в т.ч. решение ОСЧ) будет не лишним.

Однако, мы должны ознакомить с документом садоводов. Но как? Вроде сплошные персональные данные, третьим лицам не предоставляемые (за понятными исключениями, типа суда).

Таким образом, вынесение на ОСЧ вопроса об утверждении Реестра членов:

а) крайняя мера, для того случая, когда вопрос находится в запущенном состоянии;

б) к вопросу надо подходить с разумной осторожностью и с соблюдением положений закона о Персональных данных (152-ФЗ), пары данных из Фамилии и Номера участка может и не хватить;

в) если есть возможность заменить эту процедуру процедурой перерегистрации членов СНТ (или подобной) – надо ей воспользоваться.

Кстати, немного о необходимости вести Реестр и его практическом применении. Выписка из Реестра вполне может стать документом, заменяющим членскую книжку (217-ФЗ, п. 13 ст.12: «Каждому члену товарищества в течение трех месяцев со дня приема в члены товарищества председателем товарищества выдается членская книжка или другой заменяющий ее документ, подтверждающий членство в товариществе. Форма и содержание членской книжки или другого заменяющего ее документа, подтверждающего членство в товариществе, устанавливаются решением общего собрания членов товарищества»).

Далее, вопросы процедурной части и основной повестки.

  • Т.к. собрание у нас заочное, то выборы Секретаря собрания и Счетной комиссии проводить бессмысленно. Однако, известить садоводов о персональном составе Счетной комиссии считаем необходимым, и предлагаем сделать это в Извещении о проведении заочного собрания.
  • Формулировка «Разное», в случае ожидания принятия Решения собрания, имеющего юридическую силу, не допускается. Тут несколько нюансов.
    • Рассмотрение вопросов, не включенных в повестку дня на общем собрании возможно, но при необходимости принятия именно Решения собрания по таким вопросам они должны быть включены в повестку дня другого собрания, т.к. в данном случае нарушаются правила уведомления членов товарищества (ст.17,п.15, «В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается.». Возможное исключение – 100% кворум. И это исключение в 217-ФЗ не описано, однако МОЖЕТ БЫТЬ признано [судом] правомерным, т.к. ВСЕ голосующие были извещены прямо на собрании. Но, в целом, проще и надёжнее придерживаться порядка уведомления, предписанного 217-ФЗ.
    • Вопросы совещательного характера («А не сделать ли нам детскую площадку?») решением своим должны иметь фразу типа «Поручить Правлению подготовить смету…» или «Включить в повестку дня следующего собрания», то есть опять же – должны быть включенными явным образом в повестку дня другого собрания, с соблюдением всех правил уведомления.
  • Вопросы 14 и 15 оригинального документа касаются утверждения размера ЦЕЛЕВЫХ взносов. Таким образом и должен быть сформулирован вопрос в повестке.
  • Вопрос 5 «Признать работу правления удовлетворительной» собственно вопросом не является, т.к. это, по сути, уже Решение собрания, принятое в результате рассмотрения Отчета правления.
  • Вопрос принятия (утверждения) ФЭО отсутствует, но эта проблема уже была упомянута здесь ранее. Дополним только, что по этому вопросу могут голосовать и садоводы-индивидуалы.

Анализ оригинального документа (сводная таблица).

Оригинальный документ Рекомендуемое действие
1. Выборы счетной комиссии. Удалить из документа, перенести в извещение (уведомление)
2. Утверждение новой редакции Устава. После пунктов о членстве и реестре, замена формулировки на «Об утверждении новой редакции Устава»
3. Утвердить отчет председателя правления ТСН Замена формулировки, «Об утверждении Отчета Правления товарищества»
4. Утвердить Акт ревизионной комиссии. Замена формулировки, «Об утверждении Акта ревизионной комиссии»
5. Признать работу правления удовлетворительной. Убрать, решение выносится в вопрос «Об утверждении Отчета Правления товарищества»
6. Выборы председателя правления ТСН Замена формулировки, «Об избрании Председателя товарищества»
7. Выборы правления ТСН. Разместить перед выборами Председателя, замена формулировки, «Об избрании членов Правления товарищества»
8. Утверждение Реестр членов ТСН. Третий пункт, с ранее оговоренными ограничениями
9. Рассмотрение штатного расписания ТСН. Третий подпункт экономического блока, «Об утверждении штатного расписания»
10. Рассмотрение и утверждение сметы на 2020-2021гг (членские взносы.) Второй подпункт экономического блока, замена формулировки, «Об утверждении приходно-расходной сметы»
11. Исключение из членов ТСН должников с задолженностью более двух лет. Первый пункт повестки, замена формулировки «Об исключении…»
12. Принять в члены ТСН собственников участков: Второй пункт повестки, замена формулировки «О принятии…»
13. Членские взносы на 2021 год ….. руб. с одного участка размером 800 м2. Четвертый подпункт экономического блока
14. Рассмотрение вопроса по водоснабжению ТСН. -…………руб. Отдельный вопрос «Об утверждении назначения и размера целевых взносов», из двух подпунктов
15. Рассмотрение вопроса по ремонту внутренних дорог ТСН.- ………… руб. (………… руб.) Отдельный вопрос «Об утверждении назначения и размера целевых взносов», из двух подпунктов
16.Прием в члены ТСН. Дубль п.12
17.Разное (детская площадка). Либо «Разное», с выходом на протокольное поручение «включить в повестку дня следующего собрания», либо отдельный пункт «Об утверждении строительства детской площадки/проекта строительства» и т.д.
Дополнить экономическим блоком, с подпунктом 1. «Об утверждении финансово-экономического обоснования приходно-расходной сметы товарищества»

Итог коллективной работы.

По нашему мнению, грамотно составленная Повестка дня такого заочного собрания должна выглядеть следующим образом:

1.       Об исключении из членов ТСН должников с задолженностью более двух лет.

2.       О принятии в члены ТСН собственников участков в соответствии с заявлениями.

3.       Об утверждении Реестра членов ТСН по состоянию на 01/11/2020.*

4.       Об утверждении Отчета Правления ТСН.

5.       Об утверждении Акта ревизионной комиссии.

6.       Об утверждении новой редакции Устава ТСН.

7.       Об избрании членов Правления ТСН.

8.       Об избрании Председателя ТСН.

9.       Об утверждении сметы ТСН на 2020-2021 г.г., штатного расписания ТСН и размера членских взносов.

9.1.   Об утверждении финансово-экономического обоснования приходно-расходной сметы ТСН

9.2.   Об утверждении приходно-расходной сметы ТСН

9.3.   Об утверждении штатного расписания ТСН

9.4.   Об утверждении размера членских взносов (7 500 руб. с одного участка размером 800 м2.**)

10.     Об утверждении назначения и размера целевых взносов в 2021 году

10.1.    О рассмотрении вопроса по водоснабжению ТСН. (ремонт водопровода, 3000 руб/с участка**)

10.2.    О рассмотрении вопроса ремонта внутренних дорог ТСН. (Сметная стоимость 480 т.р., 1000 руб/с участка**)

Либо: Об утверждении сметы на ремонт внутренних дорог ТСН. И тогда добавить п.10.3 — «Об утверждении целевого взноса на ремонт внутренних дорог ТСН»

11.     Разное. О рассмотрении возможности устройства детской площадки

          Либо: Об утверждении проекта и сметы строительства детской площадки

*- с оговоренными ограничениями.

** — можно не указывать

11 ноября 2020