Главная / База знаний председателя / Организационные вопросы / Электронная цифровая подпись для председателя СНТ

Электронная цифровая подпись для председателя СНТ

Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!

Председатель СНТ может оформить электронную цифровую подпись для подписания различных документов, сдачи отчетности в электронном виде, работы с государственными порталами. Это позволяет сделать его статус руководителя – единоличного исполнительного органа садоводческого товарищества. Для оформления необходимо подтвердить этот статус, зарегистрировав соответствующего председателя в Едином государственном реестре юридических лиц.

Где получить ЭЦП?

Электронную цифровую подпись (ЭП или ЭЦП) выдают физическим лицам и организациям. СНТ как юридическое лицо также вправе оформить электронную подпись на имя председателя, как основного лица, подписывающего документы и отчетность.

Услугу по выдаче электронной подписи оказывают Удостоверяющий центр ФНС России и авторизованные им доверенные лица.

Электронная подпись выдается на имя лица, имеющего право действовать без доверенности от имени товарищества, то есть председателя СНТ.

В налоговой инспекции

Оформление квалифицированной ЭЦП через налоговые органы проходит в несколько этапов.

  1. Подача заявки на ЭЦП. Ее можно подать как лично, приехав в налоговую инспекцию, так и на сайте налоговой через личный кабинет юридического лица.

  2. Приобретение носителя для записи электронной подписи. Носителем будет являться специальная флешка – токен, сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России. Сертификат соответствия, в котором указано на проведенную сертификацию, потребуется в налоговой для выдачи токенов (его можно получить при покупке либо скачать на сайте производителя токена). Приобрести такую флешку можно в специализированных магазинах.

    Согласно информации ФНС России, удостоверяющий центр поддерживает USB-носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ, а также иные.

  3. Председатель СНТ должен будет лично посетить налоговую инспекцию (желательно ту, в которой поставлена на учет организация, хотя это требование не всегда обязательно). С собой необходимо иметь:

    3.1 Паспорт;
    3.2 СНИЛС;
    3.3 Сертификат соответствия на токен;

  4. Приобрести и установить на компьютер специальную программу — средство криптозащиты (СЗКИ). Также, возможно, потребуется обновить браузер и иное программное обеспечение.

Для выдачи электронной подписи полномочия председателя СНТ должны быть подтверждены путем регистрации данных о нем, как о руководителе товарищества, в Едином государственном реестре юридических лиц. Подпись от имени СНТ может получить только человек, избранный общим собранием на основании протокола, который предоставляется в налоговую инспекцию для целей регистрации.

Для целей официального подписания документов потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Для ее формирования используются сертифицированные средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Через доверенных лиц ФНС

ФНС предоставило полномочия по оформлению электронных подписей специальным удостоверяющим центрам – партнерам (доверенным лицам). Список аккредитованных центров для выдачи подписей обновился в 2021 году. ФНС осуществило переаккредитацию, которую прошли не все ранее действовавшие центры.

При обращении не напрямую в ФНС, а к удостоверяющему центру – партнеру за электронной подписью необходимо проверить, прошел ли этот удостоверяющий центр переаккредитацию.

Сколько стоит?

ФНС не взимает плату за выдачу электронных подписей. Запись нужных файлов на флешку будет произведена бесплатно.

Но при этом придется за свои деньги приобрести сам токен и лицензию на программу криптозащиты для работы с ним. Также может потребоваться дополнительно адаптировать подпись для работы на различных порталах, требующих специальных расширений ЭЦП – закупки, торги и т.п. (хотя для СНТ такая необходимость возникает редко).

Итоговая стоимость оформления базовой подписи для СНТ составляет 1 – 2 тысячи рублей.

В случае, если электронная подпись оформляется еще на одного сотрудника (к примеру, бухгалтера, который будет сдавать отчетность), все действия необходимо будет проделать снова.

Срок действия

Электронная подпись выдается на конкретное лицо, избранное председателем СНТ. Если срок полномочий закончился, или председатель сменился по иной причине, необходимо будет переоформить электронную подпись на вновь избранного председателя.

Переоформить ЭЦП необходимо будет и в том случае, если истек срок ее действия. Стандартный срок составляет 1 календарный год. Председатель СНТ как владелец электронной подписи должен следить за сроком ее действия и своевременно переоформлять, иначе подпись перестанет действовать.  

Где можно использовать

Электронная подпись дает возможность работать на различных электронных площадках и сервисах, а также взаимодействовать с государственными органами. Для СНТ особенно важным является именно это направление по предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности в электронной форме.

ЭЦП делает подачу отчетности от имени СНТ значительно удобнее (а в некоторых случаях является единственно возможной формой подписания документов).

Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!

Материал взят с платформы «Из СНТ»:
https://izsnt.ru/poluchenie-elektronnoy-podpisi-dlya-predsedatelya/

8 апреля 2022