Главная / Статьи / Беда и ужас закона о садоводстве

Беда и ужас закона о садоводстве

Аферист, прохиндей, жучила, пройдоха, делец и хапуга. Махинатор, проныра, темнила, мошенник, прохвост и ворюга. Авантюрист, казнокрад, шкуродёр, обирала, грабитель. Проходимец и жулик, чужого добра расхититель

из словаря синонимов

   В эпиграфе эпитеты, которыми большинство владельцев участков в СНТ награждают своих председателей и членов правления. Дай Бог только в одном из десяти товариществ люди в основном довольны выборными управленцами. И количество таких негативных реакций на органы управления и их лидеров выросло буквально в геометрической прогрессии с момента вступления в силу нового закона о садоводстве в 2019 году. Почему?

   Ответ на поверхности. С одной стороны, законодатели, разрабатывая и принимая 217-й закон хотели защитить добросовестных плательщиков взносов от жлобства тех, кто никогда никому и ни за что платить не хочет. А таких у нас хватает. И это им в принципе удалось. Тут безусловный плюс нового закона. Если есть решение общего собрания об установлении взносов и оформлено это решение по закону, то председатель подаёт в суд на неплательщика и легко выигрывает дело. Суды наши непритязательны в этом вопросе и в 99 случаях из 100 принимают решение в пользу товарищества, не вникая в экономику и хозяйственную суть проблемы, аргументируя свою позицию однозначно: собрание решение приняло, плательщик взносов данное решение в суде не оспорил, следовательно, обязан платить. А законны или нет эти решения, обоснованы они финансово-экономически или нет – это суд не касается, это другая тема для споров. Вот тут-то и кроется обратная тёмная сторона действующего законодательства. С одной стороны, закон защитил садоводства от недобросовестных плательщиков взносов, но с другой никак не защитил честных садоводов от недобросовестных и жуликоватых председателей и их подельников. И полезли они как саранча со всех сторон со своими родственниками и прихлебателями обгладывать скудные финансовые побеги большинства наших небогатых СНТ.

    В качестве наглядного примера расскажу историю моего товарищества, к счастью, закончившуюся вполне благополучно. Конкретных имён приводить не буду по понятным причинам. Наше садоводство довольно старое и находится в Московской области недалеко от ЦКАД. Участок в середине 60-х получали ещё мои родители (всего участков около двухсот) и вся небогатая инфраструктура создавалась в советские годы под эгидой родительского предприятия. В наследство достались дорога из плит, летний водопровод, электросети и множество водоотводных канав, поскольку сады давали на болоте. За эти годы много сменилось председателей, но предпоследний держался дольше всего – с середины 90-х и до 2019-го года. Понятно, что после развала союза и выкидыша всех садов на самообслуживание, никто на должность председателя не рвался – уж точно не хлебное это место. Но наш взялся. Мужик был хозяйственный, с предпринимательской жилкой и сразу негласно поставил дело так: Вы мне платите взносы вполне умеренные, а я за эти деньги содержу в порядке всё наше нехитрое хозяйство, а что остаётся от расходов на его содержание – это мой личный доход. Большинство согласились, но были и недовольные. Лет за пять до его ухода проявились у нас две обиженные судьбой одинокие бабы и начали они потихоньку его травить. Стали слухи распускать, что мол на наши кровные деньги он трактор себе купил и машину иностранную, а теперь сам же дороги чистит, а взносы наши в карман кладёт, документы не оформляет, бухгалтерию толком не ведёт. Ворюга он в общем и жулик! Многие верили, а некоторые даже поддерживали. Кто-то тихо завидовал председательскому счастью, но большинству всё это было по фигу: взносы небольшие, хозяйство поддерживается в порядке и даже обновляется, а кто и как это делает – нам наплевать, своих забот хватает.

   Время шло и нашему предсу вся эта травля изрядно надоела и вот на собрании летом 19-го он сказал, что устал и просит его освободить. До сих пор стыдно, никто ему даже доброго слова не сказал, за то, что 25 лет всё на себе тащил. Как мог тащил, пусть не по закону, но сохранил же! И я тоже промолчал, а теперь жалею, да поздно. Заменить его на этой роли взялись эти самые две «правдоискательницы» с мутным финансово-юридическим прошлым, к тому времени уже изгнанные из своих контор на пенсию. Других желающих не нашлось, а эти, стало быть, место себе загодя готовили. Ну и выбрали их, как говорится «за неимением». Одна стала председателем, другая – её заместителем. Взносы они объявили поначалу небольшие, чуть больше, чем раньше, но сразу же официальные зарплаты себе назначили, одну подругу бухгалтершей наняли, другую – счетоводом, родственника – сторожем. Народ подумал – ну вот, теперь всё по закону будет, открыто, гласно. Первым их большим делом стал капитальный ремонт дороги и канав вдоль своих участков и участков своих родных и близких. Люди только рты пораскрывали от такой наглости, но смолчали. А эта сладкая парочка, эдакий тендем мультяшной Фрекинбок и старухи-процентщицы, взялись вытрясать из нас взносы и распихивать их по знакомым ИП-шникам на услуги по содержанию нашего хозяйства и выкраивая себе мелкие и средние откаты. Работали слажено: та, которая на старуху-процентщицу из русской классики похожа, с юридическим прошлым, стала по судам бегать должников трясти и всем остальным судами грозить, а та, которая Фрекинбок, председатель – стала деньги спешно тратить и свой мелкий гешефт из них кроить. Понятно, что никаких документов они нам старались не показывать и от ревизоров отбрёхивались, никаких нормальных смет и финансово-экономических обоснований не делали. Короче ничем, кроме официальных зарплат, от старого председателя не отличались, никакой открытости и честного управления хозяйством как не было, так и не стало, хотя конечно, необходимый минимум услуг старались держать и протоколы оформлять. Через год их аппетиты заметно выросли и взносы тоже подросли, но хорошо, что нашлось несколько человек, которые поняли кого мы посадили себе на шею и через суд отменили общее собрание. После этого «хозяйки» немного поутихли, сделали перерасчёт и стали поосторожней с откатами. Правда основной массе как было всё «пофиг», так и осталось — их интересовала только конечная сумма взносов, вода в трубе и свет в проводах. А кто и как этим общим хозяйством рулит — плевать. И пока «кулак судьбы» в виде огромных взносов или штрафов по милости выбранных ими управителей не прилетит к ним «чёрным лебедем» или «жареным петухом», так и будут тихо сидеть по своим участкам-норам.

   Но нам сильно повезло, никаких серьёзных злодейств наши хабалки сотворить не успели, да и побоялись. В соседнее СНТ пришёл председателем относительно молодой парень, который быстро навёл там порядок, организовал современный открытый учёт и отчётность, нанял нормальных подрядчиков на обслуживание общего хозяйства, наладил проведение дистанционных собраний и голосования. И мы прошлым летом пригласили его на наше общее собрание. Он сказал: «Я здесь живу с семьёй постоянно второй год и уезжать не собираюсь. Мне, моей жене и детям жить в своём доме на природе нравится. Детей вожу в ближайшую поселковую школу. Сам тоже работаю в посёлке. Хочу, чтобы был у нас порядок и безопасность. Есть опыт работы в ЖКХ и в управлении. Если все соседние СНТ захотят нанять меня управляющим, то уйду с нынешней работы и буду заниматься только этим. Стоят мои услуги примерно 120-150 рублей с участка в месяц по договору между мною, как индивидуальным предпринимателем, и Вашим товариществом. При этом, я сам веду учёт и сдаю отчётность, готовлю сметы и организую общие собрания, нахожу и контролирую подрядчиков, открыто на сайте предоставляю Вам все хозяйственные документы. Если Вам такие условия нравятся, готов договариваться с Вашим правлением». Народ выслушал его внимательно. Вопросов особо не задавали, если не считать глупых, типа: «А вдруг Вы все наши деньги заберёте и смоетесь?». Он, кстати вполне грамотно на него ответил: «Чтобы такого не случилось Вам всё-таки надо своё правление выбрать, которое договор со мною заключит и будет играть роль контролёров-ревизоров». И это оказалось самым больным вопросом. Никто за эту роль браться не хотел. Целый год мучились, совещались и торговались, но к последнему собранию наши активисты (автор тоже к ним относится), которые отсудили перерасчёт, наконец договорились и решили, что кроме них некому пока взять на себя этот крест с правлением. Собрание большинством проголосовало за смену хабалок на активистов, которые взялись выполнять роль правления и председателя на общественных началах, то есть задаром. Подписали они договор на управление нашим хозяйством с новым управляющим и вот за полгода он нам и прозрачный учет, и голосование дистанционное наладил, и коммунальщиков нормальных подписал. Зима показательная по снегу была, но убирали территорию хорошо. В общем мы пока довольны. Главный вопрос теперь, как быть, когда нашим активистам (и мне в их числе) надоест задаром эту официальную лямку тащить – какая-никакая ответственность все-таки?!

   Простого ответа здесь нет. Ждать, когда в закон внесут изменения о возможности нанимать управляющих для СНТ без всяких правлений и председателей, или, когда муниципалитетам дадут право назначать таких управляющих, как в ЖКХ, можно очень долго, а жить нужно сейчас. Ликвидировать СНТ или преобразовать его в ТСН, тоже не лучший выход – замучаешься потом взносы собирать с разгильдяев без судебной угрозы. Короче простого и наглядного решения нет. Конечно очень нужны изменения в 217-й закон, которые позволят таких управляющих назначать напрямую. Да только, где ещё таких правильных управленцев для всех СНТ найти? Не всем же везёт, так, как нам!

Александр Правнов. Член правления СНТ «Лотос».

9 октября 2024